Как будем жить дальше в Усть-Куте? Открываем публичную дискуссию

22:26 | 03.05.2018 | Усть-Кут » Экономика | 2 268 | 0


В Усть-Куте городская экономика времен СССР требует обновления

Не так давно мы опубликовали заметку об итогах социологического опроса устькутян. Напомним, 32% опрошенных, а это преимущественно молодежь, готова покинуть Усть-Кут при первой же возможности.

Этот результат хорошо соотносится с официальными данными, согласно которым из Усть-Кута уезжает людей больше, чем приезжает. На языке чиновников явление, когда горожане покидают свой город активнее, чем в него приезжают новые горожане, называется миграционной убылью.

Например, в 2014 году из Усть-Кута уехало на 587 человек больше, чем приехало. Много это или мало? Скорее много, если учесть, что 587 человек – это 1,1% об общей численности населения Усть-Кута. То есть каждый год численность горожан сокращается на 1,1%. И это только уехавшие, не считая умерших. Примерно такой же показатель был и в 2015 году. Правда, в 2016 году он чуть снизился, до 300 человек, что все равно много.

Мы предположили, что отъезд горожан связан с глубинными процессами, которые идут в городе и обществе. И эти процессы нужно осознать, осмыслить. Мы решили поискать в основе основ – в экономическом устройстве нашего города.

Советская городская экономика – ничто не вечно!

В 20-30 гг XX века в Усть-Куте начали развиваться такие отрасли экономики, как речные грузоперевозки и судостроение. Были организованы Осетровский речной порт и Усть-Кутская судоверфь, которая поначалу строила баржи, а с 60-х годов освоила железное судостроение. После Великой Отечественной войны, с 40-х гг XX века, построили ремонтно-эксплуатационную базу флота.

Постепенно развивались добывающие отрасли — лесозаготовки и нефтедобыча. Из обрабатывающих отраслей, которые производят самую доходную, самую выгодную продукцию (никто не будет спорить, что выгоднее производить и продавать, например, электронику, чем лес-кругляк или сырую нефть), медленно развивалась лесопереработка и судостроение.

Стабильнее всех было положение транзитных грузоперевозок: в 1929 году был заложен Осетровский речной порт, в 40-50-е годы построен аэропорт, в 70-80-е годы построен БАМ. Правда, транспорт Усть-Кута изначально был завязан на вывоз леса и транзитную перевозку грузов из одних регионов в другие. Город стал мощным транспортно-логистическим центром Восточной Сибири.

Таким образом, при СССР в Усть-Куте была создана преимущественно грузотранспортная и добывающая экономика со слаборазвитой обрабатывающей промышленностью. И грузоперевозки, и добыча ресурсов – это уязвимая деятельность, она зависит не от того, насколько хорошо мы изобретаем и насколько хорошо что-то производим, а от того, нужны мы кому-нибудь с нашими баржами и сырьем или нет.

И все же, казалось, что в городе создан мощный задел. Мы, как минимум, не были одним из тех многострадальных моногородов, в котором люди кладут зубы на полку, когда закрывается единственная шахта. К тому же мы пребывали в уверенности, что соседство с великой рекой Лена само по себе определяет специализацию на судостроении и речных грузоперевозках. Однако ничто не вечно под луной, как писал классик.

На сегодняшний день серьезное судостроение в Усть-Куте фактически свернуто. А это значит, что туманны стратегические перспективы у ремонтно-эксплуатационной отрасли: наша РЭБ обслуживает те суда, которые еще могут ходить по стремительно мелеющей Лене.

Остаются грузоперевозки? Может быть они будут вечными? Не все так просто. Давайте честно спросим себя: уверены ли мы в том, что через 10-20 лет на нашем отрезке Лены будут ходить грузовые суда с той же интенсивностью и с той же загрузкой, как и прежде? Что в речных перевозках будут работать столько же человек, сколько сегодня и тем более, сколько было при Союзе?

И еще обязательно нужно иметь в виду, что якуты с высокой долей вероятности добьются строительства автожелезнодорожного моста через Лену, с помощью которого Якутск будет соединен с Транссибом и БАМом, что значит одно — грузы на север пойдут не через Усть-Кут, а через Якутск, в чем заинтересованы и предприниматели, и Ленское объединенное речное пароходство. К этому уже открыто призывают якутские чиновники и депутаты. И если бы не присоединение Крыма и последовавшее за этим строительство Крымского моста, мостовой переход через Лену напротив Якутска уже находился бы в стадии строительства.

Дадим слово депутату Государственного Собрания Якутии Виктору Федорову: «Объективно Якутия должна уходить из Осетрово и искать новые пути доставки грузов. По информации ЛОРП, уже 5 лет в порту Осетрово крайне низкий уровень воды. Если раньше проблемы с проводкой судов начинались в августе, в 2016 году – с 20 июля, то в 2017 году вода в верховьях Лены уже ушла 21 июня.

Примерно в том же духе, но менее резко, говорит компания «Старвей», которая управляет Осетровским речным портом. Компания заявляет, что Якутск в обозримом будущем станет едва ли не центральным транспортным узлом для Восточной Сибири.

Конечно, наших речников будут загружать нефтедобывающие и лесозаготовительные предприятия. Но лишь отчасти. Скорее всего, темпы лесозаготовок будут снижаться, так как повышение качества лесопереработки на месте и более полного цикла переработки древесины, несомненно приведет к снижению количества объемов заготовки круглого леса.

Чтобы сохранить культуру родного края, чтобы сохранить возможность каждому заниматься промыслом (охота, рыбалка), часть лесов несомненно будет объявлено промысловыми заказниками по примеру Байкало-Ленского заповедника.

Это означает сокращение рабочих места в лесном секторе городской экономики. А вслед за этим неизбежно сокращение заказов для наших речных грузоперевозчиков.

Спасет ли нас нефть? Можно, конечно, посмотреть на опыт нашей страны: да, нефть спасает до поры до времени, но делать ставку на нефть как на источник процветания опрометчиво. Сейчас, кажется, все очень хорошо. Однако, если мы посмотрим на экономику России, и если мы прочитаем прогноз о перспективах рынка нефти, который подготовила нефтяная компания Shell, то ничего радужного не увидим – ни для глобальной нефтедобычи, ни для усть-кутской. Через 25-30 лет доля нефти в мировом энергобалансе снизится до 7%. И это при том, что стоимость добычи нефти будет еще выше, хотя в России она уже сейчас одна из самых высоких в мире. В перспективе нефтедобывающие компании ждет снижение доходов и уменьшение бизнеса в целом. Вряд ли Усть-Кут будет исключением. Итого, добыча ископаемых энергоресурсов в Усть-Куте как сверхприбыльный бизнес просуществует в лучшем случае десяток-другой лет.

Город в глобальном смысле живет по инерции, которую получил от уже почившего СССР. И сегодня эта инерция угасает. Что дальше? Где будем работать? Чем зарабатывать? Если мы хотим жить в городе с уверенной экономической основой, которая будет магнитом удерживать нашу молодежь в родном крае, мы должны уже сегодня начать думать о своем будущем. И будущем города. Чем раньше, тем лучше. Для всех нас.

Было бы хорошо, если бы жители города уже сейчас начали вносить свои предложения и свое видение перспектив города, чтобы сформировать эти мысли в единую концепцию по перспективному развитию нашего района. Все предложения будут изучаться специалистами и выноситься на публичное обсуждение и как итоговый документ будут представлены в региональное и федеральное правительство, с целью изменения экономического кластера нашей экономики для устойчивого развития всего Усть-Кутского района на ближайшие десятилетия.

Предложения можно отправлять на электронную почту: centr_for_ca@mail.ru

Ждем Ваших предложений. Обсудим все.

 

фото из открытых источников

Добавить комментарий