Соцпанк художника Олега Маркуса

14:08 | 01.06.2021 | Интересное » Культура » Общество » Регион38 | 288 | 0


Деятели искусства это своеобразные ретрансляторы происходящего в нашем обществе.  И если говорить о каких – то оригинальных творцах в городе Иркутске, то  хотелось бы рассказать о художнике Олеге Маркусе и его необычных картинах. Сам свое творчество Олег называет соцпанк. Корреспонденту Усть-Кут-24 удалось встретиться с художником и взять интервью у него.

-Олег, расскажи нашим читателям немного о себе.

-Родился и вырос я в Иркутске. Мой прадед – венгерский военнопленный. Рисую с детства. Ходил по разным школам и изостудиям. Семья у меня крайне пролетарская. Родители — рабочие–с Иркутского Авиазавода. Родители не воспринимали профессию художника, выбранную мной, как серьезное занятие. Говорили, что художник это вообще не профессия.

Сам район – Второй Иркутск в котором я жил, не способствовал выбору профессии художника. Тем более, мое детство проходило в 1990-е годы.

На моих глазах жгли павильоны, жгли киоски…До сих пор вспоминаю эту дичь: пьяные драки в ДК имени Гагарина, дети которые идут на дискотеку, как на разборку. Никакой культуры. Мои преподаватели были голодные и замученные. Я вообще не понимаю, откуда во мне эта любовь к искусству проросла.

Мою тягу к искусству приходилось обслуживать на других работах. Работал в разных сферах. Даже в похоронной компании. Легко я втыкался во все проекты.  В клубах подрабатывал – устраивал боди-арт вечеринки.

-К какому жанру можно отнести твое творчество?

В молодости и зачитывался Кастанедой. Прочитал все, что у него есть. Меня вообще растаращило по шаманизму и мистицизму. Первое время я писал сюрреалистические, мистические и психоделические работы. А потом я перенасытился этим, потому что жить в этих мира тяжело и скучновато.

Потом стали появляться другие потребности. Я писал и классические парадные портреты и натюрморты.  Потом все дошло видимо до какой – то точки кипения. И я пришел к соцпанку.  Это я лично так окрестил мое творчество.

Это такой социальный панк, социальный троллинг.  Основа этого творчества – все, что происходит вокруг.  И захотелось мне, чтобы техника была даже не лубочная, а грубоватая. Может даже плакатная, агитплакатная с призывами. Только призывы эти наоборот.

В какой – то момент я понял, что мои работы отражают меня, но не отражают то, что происходит вокруг. Я думаю, что художник должен отражать действительность.

Вот, к примеру, картина «Вайфаечница». Это то, что мы видим сейчас среди нового поколения. Раньше детей собирала песочница, теперь, то место, где есть Wi-Fi.

-Давай  тогда поговорим о некоторых твоих самых резонансных работах. О каждой, отдельно. Вот, например, картина «Бьет, значит любит»

Да, это одна из моих любимых работ на данный момент.  Да, действительно, если Родина тебя бьет, значит, она тебя любит (смеется). И все эти цветы на парадах, похоже на цветы, которые за колючей проволокой. Это тоже данность нашей жизни. Вопрос только, как мы к такой данности пришли. Как это у нас расплодилось такое количество силовиков?  Они нас лупят. Как мы это допустили?

-По моему, в этом названии – «Бьет значит любит» отражена одна из черт, так называемой «русской матрицы»… 

Да, это встроено в национальный код.  И заметь, что это подмечено в контексте именно политического избиения. Вот у меня прямо сейчас идея зародилось написать работу по еще одной русской поговорке – «Бей бабу смолоду, будет баба золотом». Что –то вроде – «бьют студентов смолоду – будет студент золотом».

Кстати, в моем творчестве часто происходит игра слов. Вот, например, есть какая-то организация – «стоп хам», а я нарисовал антиклерикальную картину – «стоп храм». Там толстый поп с бутербродом на фоне «Сабвея».

Это все наш народ. Его же бить то приучают с детства. С детства лупцуют в школах, в лагерях, по студенчеству. И это приучение к кнуту идет очень давно.

-Раз речь пошла о церкви, то давай поговорим про такую картину как «Цирковь»

Когда смотришь на всю эту церковную  движуху в целом, то видишь, что всегда все это с какой –то хитрецой. Там всегда есть бизнесмены.  Хотя там есть разные люди. И некоторые достойны уважения. Я, например, помогал расписывать православные храмы. Есть классные священники. Но там столько коммерции, что это как- то немножко обламывает.

А вот, например, такая немного ностальгическая штучка. В какой-то момент я увидел, что дети перестали быть детьми, такими, которыми были мы.  Что-то было трогательное в том, что мы шли 1 сентября с этими ранцами и кривыми дачными гладиолусами в школу. Мы были смешными и мечтали о каких-то космических делах.  Я сам пошел в первый класс в конце 80-х. Тогда еще сохранялся в советской культуре этот флер романтизации.

Этот шлем космонавта  на ребенке с картины символизируют нашу несбывшуюся мечту.  Ведь Гагарин это такая личность, к которой не докопаешься в плане идеологии.  Просто он первый, и все. И вот я нарисовал вроде современную девочку в шлеме советского космонавта на фоне современного урбанистического мегаполиса.  Такая вот связь поколений.

«Жизнь грустная, зато пенсия смешная», написана мной на основе поста одной женщины в фейсбуке. Женщина писала о том, что ей уже 50, однако за всю жизнь она не могла обеспечить себе нормальную старость. Ничего не заработала, кроме язвы и нервных срывов.  Однако, написано все это с юмором, с каким-то отношением легким, правильным.  Я это заценил, и сформулировал –  «Жизнь грустная, зато пенсия смешная». И как-то отлегло. И вот, эта бабка озорная, которая ходит и стены пачкает такими граффити пенсионерскими.  И это нас всех ждет.

Или вот картина «Безнал». Эту идею мне подсказали мои знакомые. Представляешь, они мне говорили: сидит бомж у терминала.  И тут надпись рядом: «Сбербанк – всегда рядом».

-Что ты можешь сказать в целом по текущему моменту. Куда движется наше общество?

Сейчас всем нам бьют по рукам. Я сам сколько раз получал по голове за свое творчество. И от чиновников по культуре, и от критиков, и от журналистов, и от просто людей.

Творчество, вообще что-то хорошее, должно прорастать с благодатной среде. Те самые зерна, о которых в притче говорит Христос, о том, куда они были брошены, где они прорастают. Все – таки хорошие зерна должны расти в хорошей качественной почве, богатой витаминами, с хорошим солнцем и регулярным поливом.  Сказать, что сейчас почва хорошая, это значит очень сильно душой покривить.  Хотя и в этой почве иногда прорастают очень интересные вещи.

Егор Симоненко
специально для «УК24»

фото «УК24»

Подписывайтесь на нас в ОК — Новости Усть-Кут

Подписывайтесь на наш аккаунт в Instagram — uk24_news

Подписывайтесь на наш канал на YouTube — АНО «ЦГС»

Вступайте в наше сообщество в Viber  Усть-Кут 

Добавить комментарий