В Усть-утском историческом музее открыты выставка «Русские художественные лаки». Лаковые шкатулки

16:33 | 14.07.2021 | Интересное » История » Культура » Усть-Кут | 177 | 0


Наряду с жостовскими подносами на выставке «Русские художественные лаки» из собрания Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева» представлены лаковые шкатулки, пудреницы и другие изделия.

Наибольшей известностью в России пользовались изделия мастеров из трех центров миниатюрной лаковой живописи: Федоскино, Палех и Мстера.

Федоскинские мастера имели свои излюбленные сюжеты, преимущественно сцены из народной жизни. Используя в качестве образцов литографированные рисунки и гравюры, а позднее и произведения современной станковой живописи.

Наибольшую известность федоскинская миниатюра получила в XIX веке благодаря изделиям фабрики купцов Лукутиных. «Лукутинские» мастера создали оригинальную школу миниатюры с характерными приемами письма маслом «по-сквозному» на перламутре, сусальном золоте и серебре. Изделия украшались инкрустацией и узорами, отличались тонкостью рисунка, красочной декоративностью. Излюбленными мотивами росписи стали популярные в то время сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из крестьянской жизни.

Палех — всемирно известный центр миниатюрной лаковой живописи, который располагается в селе Палех Ивановской области, прославленный в XVI−XVII веках своими иконописными мастерскими.

Первыми мастерами шкатулок были иконописцы. Жили они в селе обособленно, торговцы в село практически не захаживали. Так иконописцы сохраняли из поколения в поколение свои традиции. Лишь в середине XVII века молва о палехских мастерах добралась до Москвы.

В отличие от Федоскино палешане краски разводили на яичном желтке. Испокон веков так расписывали иконы, минеральные краски разводили на яичном желтке. Соединив иконописную технику с приемами декоративной росписи на черном лаковом фоне, мастера Палеха выработали свой собственный стиль. Их роспись отличает особая тонкость, изысканность в передаче мельчайших деталей, ясность и чистота силуэта.

Круг тем и сюжетов чрезвычайно разнообразен: сказочные и литературные сюжеты соседствуют с историческими сюжетами и со сценками современной художнику жизни деревни.

Мстёра Владимирской области – третий крупный центр миниатюрной живописи. В отличие от палешан, в совершенстве владевших традиционным искусством иконописи, иконописцы Мстёры работали в основном для старообрядцев. Это сказалось в дальнейшем и на манере письма в лаковой живописи. Обращаясь к тому же широкому кругу тем, что и палешане, с большой непосредственностью изображая жизнь русской деревни, давая свою интерпретацию образов героев сказок, былин, песен. Мстёрская миниатюра не имеет черного фона. Большое место в ней занимает многоцветный пространственный пейзаж.

В заключении, хотелось бы отметить, что наряду с особенностями каждого центра живописи, есть и то, что их безусловно объединяет – это и яркая, богатая палитра красок, золотые контуры бликовки и орнамента, но самое главное виртуозность и филигранность миниатюрного письма, делающая каждое изделие произведением искусства!

Автор: Лысунь Д. Н., хранитель музейных ценностей

Подписывайтесь на нас в ОК — Новости Усть-Кут

Подписывайтесь на наш аккаунт в Instagram — uk24_news

Подписывайтесь на наш канал на YouTube — АНО «ЦГС»

Вступайте в наше сообщество в Viber  Усть-Кут 

Добавить комментарий